Поселок мастеров
Народные верования здесь сосредоточились на божествах домашнего очага вроде бога Беса, считавшегося покровителем женщин, детей и домашнего хозяйства. Еще одной составляющей религии простонародья была магия — жители поселка оставили множество талисманов и оберегов, которыми они привлекали удачу и отгоняли возможные опасности, защищались от укусов ядовитых животных и т. д. Опасными считались и духи мертвых — египтяне верили, что те могут потревожить живущих и даже причинить им вред. Чтобы умилостивить усопших родственников, в домах часто делали ложные двери, через которые духи могли войти в дом и посмотреть, как живые почитают образы предков в предназначенных к тому молельнях.
Кладбище Дейр-эль-Медина тянется вдоль долины, посреди которой стоит сам поселок, мертвые покоились по соседству с домами живых. Своим местонахождением и видом гробницы отражают социальное неравенство, существовавшее внутри общины: изящные погребальные часовни тех, кто занимал высокое положение — надсмотрщиков и чиновников, — расположены террасами вдоль северо-западной стороны долины, простых работников хоронили в ямах на противоположной стороне.
Благодаря своей деятельности жители поселка очень хорошо понимали необходимость подготовить себя к загробной жизни. Довольно просто было и построить гробницу, и оснастить ее по высшему разряду (по принципу «услуга за услугу») — нужные люди жили по соседству. Очевидно, работа над своими гробницами выполнялась в основном в выходные, когда все мастера возвращались в поселок. Погребальные камеры жителей Дейр-эль-Медина также отделывались, что необычно для мест упокоения простых людей (не принадлежавших к царскому роду). Еще необычнее кажется манера выбирать для росписи погребальных камер мифологические сюжеты, явно подражая украшениям царских гробниц.
Читайте также:
Город Фивы | Правители Гелиополя | Борьба за власть | Времена смуты | Десятилетие перемен | Единение с вечностью | Почитание предков | Упадок Фив | Фото