Поселок мастеров
Религиозная жизнь в Дейр-эль-Медина сосредотачивалась вокруг праздников многочисленных богов и богинь. Записи, в которых производился учет выполненной работы, свидетельствуют, что к концу эпохи Нового царства у жителей поселка третья часть года уходила на то, чтобы готовиться к праздникам, отмечать их и возвращаться потом в нормальное состояние. Пантеон в Дейр-эль-Медина возглавлял тот же бог, что и во всех Фивах, поэтому с первых лет истории этого поселка там существовал небольшой храм, посвященный Амону. Почитали там и других божеств, в том числе Тота, покровителя писцов, и Птаха, покровителя ремесел. Особенное значение в общине придавали Хатор, которая, как богиня загробного мира, именовалась «госпожой Запада» и встречала умерших на том свете. Небольшой храм этой богини находился к северо-востоку от поселка, почти сразу за его стенами. Значение культа Хатор в Дейр-эль-Медина показывает посещение ее храма верующими еще довольно долго после того, как заброшен был сам поселок. Храм несколько раз перестраивали — тот, что дошел до наших дней, относится к эпохе Птолемеев.
Рядом с ним располагался и храм, посвященный обожествленному Аменхотепу I и его матери, царице Яхмос-Нефертари, которых считали основателями поселения Дейр-эль-Медина и его богами-покровителями.
Небольшие изображения фараона и его матери почитались в домашних молельнях, встречались они и в могилах. Храм Аменхотепа I и Яхмос-Нефертари служил местом проведения веселых праздников, которыми изобиловал египетский год. Зимой, во время «Большого праздника», мастера с семьями, напиваясь вином и пивом, пировали и веселились у стен этого храма целых четыре дня.
Многие обитатели Дейр-эль-Медина, вероятно, не только работали и занимались домашним хозяйством, но и служили жрецами и жрицами почитаемых ими богов. Вообще простые люди не могли принимать участие в сложных обрядах, которые проводились в государственных храмах, но имели право приходить туда с приношениями, почитать богов в своих домашних молельнях и возводить собственные, скромные, монументы. На территории храма в Дейр-эль-Медина археологи отыскали много вотивных предметов (связанных с мольбами и обетами) и стел, строители которых просили благословения богов.
Читайте также:
Город Фивы | Правители Гелиополя | Борьба за власть | Времена смуты | Десятилетие перемен | Единение с вечностью | Почитание предков | Упадок Фив | Фото