Единение с вечностью
К югу от храма был построен небольшой дворцовый комплекс, примыкающий к первому внутреннему двору. Когда во дворе собирались подданные, фараон выходил к ним из дворца на своеобразный балкон, известный как «окно появлений». Дворец, в котором Рамсес III останавливался, когда приезжал в Фивы на самые главные ежегодные праздники, состоял из просторной передней, небольшого зала для аудиенций с возвышением, где стоял царский трон, и нескольких комнат в отдаленной части здания, в том числе спальни и ванной. Подобно всем резиденциям фараонов, этот дворец был отделан красочными настенными росписями и кафельными плитками, каждая из которых сама по себе кажется шедевром. Изображения, выложенные плиткой, посвящены любимой фараонами теме — плененным чужеземцам, олицетворяющим победы Рамсеса III над вражескими государствами, что означало исполнение фараоном его священной обязанности оборонять Египет и поддерживать божественный порядок.
Восхвалению Рамсеса III как защитника родной страны отведено важнейшее место и в декоре внутренних помещений храма. На пилоне Рамсес представлен в обычной позе царя-воителя: одной рукой он схватил чужеземцев за волосы, а другую, с булавой, поднял, чтобы нанести врагам смертельный удар. По обеим сторонам входа находятся стелы, надписи на которых превозносят фараона, разгромившего чужеземных захватчиков, и требуют от египтян преданности Рамсесу III.
Тыльная сторона северной башни отделана рельефами, повествующими о первой (ливийской) военной кампании Рамсеса III. Эта же тема раскрывается на северной и западной стенах храма, где фараон представлен сражающимся с «народами моря». Рассказ о второй ливийской кампании можно увидеть внутри первого двора, где изображены писцы, подсчитывающие потери врагов. Войны Рамсеса III заметно укрепили египетскую экономику — на земли дельты Нила вторгались не армии, это были целые племена, с женщинами, детьми и домашним скотом. Пленных обращали в рабство, отправляя их не только трудиться, но и служить в египетских войсках, имущество же попадало в царскую казну.
Остальные росписи и рельефы внутри храма Рамсеса III отражают культовое назначение этого здания. Во втором дворе декор иллюстрировал празднества Сокара — бога некрополя, и Амон-Мина — бога плодородия. При жизни Рамсеса III святилище храма, как обычно, посвящалось Амон. Учитывая, что храм был заупокойным, строители не забыли и вереницу небольших часовен, в которых почитались Осирис и солнечный бог Ра-Горахти.
Читайте также:
Город Фивы | Тутанхамон | Гроб Тутанхамона | Домашняя обстановка | Загробная жизнь | Захоронение Тутанхамона | Сенсационное открытие | Сокровища гробницы | Юный воин