Памятники слепящему солнцу
Управление империей Аменхотепа III и проведение в жизнь его грандиозных планов строительства лежало на плечах целой армии чиновников. Среди них мы встречаем Рамоса и Уя, которые в разное время занимали пост визиря Верхнего Египта, Меримоса, наместника Нубии, правившего ею от имени фараона, и Аменхотепа, сына Хапу, начальника царских работ, — задачи перед ним ставил его сиятельный тезка, выступавший одновременно и архитектором. Члены семьи фараона нередко назначались на государственные должности: тесть Аменхотепа III Юйя стал заместителем командующего колесницами, а царский зять Анен — вторым пророком Амона (вторым по старшинству после верховного жреца) в храме Карнака, где жрицей была Туйя, теща фараона.
Среди привилегий, дарованных высшим сановникам, оказались земли и титулы, драгоценности и парфюмерия. К тому же счастливчикам разрешалось строить себе пышные гробницы на фиванских кладбищах, а самым близким фараону людям — воздвигать в храмах свои статуи, чтобы их души могли вечно принимать участие в священных обрядах. Росписи гробниц сановников Аменхотепа III дают нам яркую, хотя и неполную, картину того, какой тогда была жизнь в Фивах, каких высот достигло процветание Египта. В отличие от царских захоронений, где отделка предназначена отразить божественную роль фараона в загробной жизни, росписи в гробницах состоятельных людей служили тому, чтобы обеспечить их необходимым для жизни на том свете и сберечь привычные им стиль жизни и социальный статус. Нередко мы встречаем изображения владельца могилы, исполняющего свои служебные обязанности, отдыхающего с семьей и проводящего досуг за охотой или рыбалкой на Ниле.
На протяжении 38-летнего правления Аменхотеп III отпраздновал три юбилея Хеб-Сед. Церемонии проводились в его новом дворце в Малькате, на левом берегу Нила, который стал главной царской резиденцией в последние годы жизни Аменхотепа. Необычное место, выбранное фараоном для своего дворца, — на дальнем берегу, на противоположном от Карнака конце города — возможно, представляло собой сознательный жест, нарочитое отдаление от набиравших силу жрецов Амона.
Страница 1 | Страница 2 | Страница 3 | Страница 4 | Страница 5
Читайте также:
Город Фивы | Стовратные Фивы | Первые обитатели Фив | Амон могучий | Борьба за египетский трон | Город Скипетра | Эпоха Древнего царства | Раскопки и открытия | Фото